Консультация
для родителей «Как правильно развивать критическое мышление ребёнка и почему
это так важно»
Особый вид мышления — критическое.
Критическое мышление - это умение ориентироваться в
потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и
делать выводы. Чтобы находить решения даже в случае провала, надо понимать
причины своих успехов и неудач.
Поэтому в дошкольном возрасте ребёнка очень важно
родителям подумать над тем, кого они хотят вырастить: личность, индивидуальность,
любознательного человека со своей точкой зрения или же послушное во всём дитя,
чёткого исполнителя приказов? Задуматься над тем, как правильно развивать
критическое мышление ребёнка и почему этот процесс так важен?
Так
зачем же детям критечески мыслить?
Очень часто родители не
позволяют принимать детям решения самостоятельно, думая при этом обезопасить и оградить детей от
скучного быта. Из-за этого ребенок может вырасти доверчивым, не склонным к
размышлению и обдумыванию своих решений. Подобная неподготовленность часто становится
причиной того, что такой человек оказывается жертвой мошенников, но
современная реальность диктует новые
правила.
В наши дни теоретическое
умение работать с потоком информации важно так же, как и опытное познание
окружающего мира. Чтобы справиться с таким объемом нового, мозг может что-то
упрощать, а во что-то заставлять нас слепо поверить, лишь бы сберечь энергию.
Эти случаи и нужно учиться фиксировать. Собственное мнение не только помогает
определить, что истина, а что нет, но и в долгосрочной перспективе дает шанс
стать более интересным и счастливым человеком.
Когда
начинать прививать этот навык?
В
возрасте 1,5 лет у ребенка начинает формироваться наглядно-образное мышление. К
4-5 годам ребенку уже не нужно видеть реальный предмет, чтобы говорить о нем,
он может его просто представить.
Конечно, не стоит пытаться
делать из ребенка скептика и прагматика с самых пеленок. Не обязательно сразу
раскрывать всю правду о Деде Морозе и зубной фее, но вера в чудеса должна
постепенно уходить, едва появится необходимость брать на себя ответственность и
принимать значимые решения.
Однако чем раньше родитель
займется развитием у ребенка гибкого взгляда на вещи, тем скорее такая
тренировка начнет давать плоды. От навыка критического мышления зависят также
творческие способности ребенка. А умение осознанно накапливать и анализировать
информацию пригодится в школе и на работе.
С уверенностью можно сказать,
что критическое мышление полезно в самых разных видах деятельности. Например,
это может быть разбор текста на уроке лингвистики или классический семинар, где
необходимо высказывать и сравнивать разные точки зрения на один и тот же
предмет дискуссии.
Какие
есть упражнения для тренировки критического мышления?
Начать учить ребенка
критическому мышлению несложно: не требуется ни специальной литературы, ни
отдельно выделенного на это времени.
Прием «Остановка».
·
Начинайте беседу
с ребенком при любом удобном случае. Например, он только что вымыл руки и
принимается за ужин. Спросите, что он думает насчет правила мытья рук?
Действительно ли это нужно делать? А зачем? «Чтобы не были грязными?! Но ведь
мы убираемся дома, откуда здесь грязь?». Главное, вовремя остановиться и на самом
деле не разубедить малыша.
Разрешите ребенку делать свой выбор в мелочах.
·
Специально
допускайте ошибки. Пусть ребенок заметит это. Тогда он обязательно включится с
вами в спор и постарается найти среди своих знаний аргументы, чтобы подтвердить
свою точку зрения. Например, на вопрос «Почему трава зеленая?» ответьте: «А она
разве не красная?».
Ваш личный пример в развитии критического мышления
ребенка.
·
Не отвечайте на
вопросы сразу. Всегда старайтесь задать встречный вопрос, чтобы ребенок мог
порассуждать сам. Так он приводит в систему все свои знания и строит новые
связи между ними. К тому же, находить отгадки самому очень приятно и даже
весело.
Игра «Если, то…»
·
Это довольно
интересная и веселая игра, которая не только поможет развить ребенку (да и
взрослому), критическое мышление, но и чувство юмора. Суть игры: продолжить
предложение, которое начинается со слова «если», а потом предложить свое.
Пример:
Если завтра зарплата, то..
Послезавтра квартплата, а если заплатил, то...
Можешь спать спокойно. Если хочешь спать спокойно,
то...
Заплати налоги и спи спокойно. И так далее
продолжать можно до бесконечности
В мире очень много вещей,
которые оказываются не тем, чем представлялись на первый взгляд. Даже многие
взрослые регулярно попадают в такие ловушки, а после думают: «Как же я мог
этого не предусмотреть?!». Поэтому критическое мышление очень важно, и
развивать его необходимо постоянно, как и каждый раз проверять полученную
информацию. Со временем это перерастет в привычку, а подобная умственная работа
окажется не только полезным, но и интересным занятием.
Создавайте для ребенка
условия, в которых он сможет самостоятельно принимать решения - и не
навязывайте свое, если хотите, чтобы малыш вырос уверенным в себе и
решительным.
Формирование культурно гигиенических навыков у дошкольников.
Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Цель - формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Учить самостоятельно, умываться;
- Пользоваться туалетом;
- Воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде;
- Активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используем художественное слово;
- Формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам;
Культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанности.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса
Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде.
Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности.
Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, формируется правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.
Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе со взрослым, а потом самостоятельно.
В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия.
Оценить действие и только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять.
«Будем умываться», — говорит в начале года воспитатель и показывает все: и как завертывать рукава, и как намылить руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Но дети становятся старше.
И воспитатель постепенно предоставляет им все больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, — убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение все более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого.
Но правильная организация умывания — это не только условие формирования культурно-гигиенических навыков (особенно в старших группах): старший дошкольник может вполне самостоятельно тщательно умыться, привести себя в порядок, однако важно воспитывать при этом положительные взаимоотношения между детьми. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. И воспитатель учит их проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, предупредительными. Например, посторониться, чтобы дать пройти товарищу, поднять упавшее полотенце и повесить на место, не отвлекаться, помня, что другие дети тоже должны своевременно умыться и сесть за стол, пропустить вперед дежурного, чтобы тот вовремя начал выполнять свои обязанности.
Воспитатель обращает внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.
В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное иди отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.
Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками.
Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.
Используя малые формы фольклора мы и в повседневной жизни в качестве ласки и шутки:
· Расти коса до пояса не вырони ни волоса…
· Водичка, водичка умой мое личико,…
· Права ножка, лева ножка - поднимайся понемножку.
· Что поставят, то и кушай.
· Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай.
· Ешь больше, проживешь дольше.
· Мило не мыло, а беленькое личико.
Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Критерии опрятной еды включают умение:
Мытья рук и личной гигиены включают умение:
Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
Одним из ведущих приемов, которые мы использовали, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.
Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.
В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий