ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ !

Консультации для родителей


Уважаемые родители, на этой странице Вы найдете полезную информацию )))



Консультация для родителей «Как правильно развивать критическое мышление ребёнка и почему это так важно»

Особый вид мышления — критическое.

Критическое мышление - это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы. Чтобы находить решения даже в случае провала, надо понимать причины своих успехов и неудач.

Поэтому в дошкольном возрасте ребёнка очень важно родителям подумать над тем, кого они хотят вырастить: личность, индивидуальность, любознательного человека со своей точкой зрения или же послушное во всём дитя, чёткого исполнителя приказов? Задуматься над тем, как правильно развивать критическое мышление ребёнка и почему этот процесс так важен?

 

Так зачем же детям критечески мыслить?

Очень часто родители не позволяют принимать детям решения самостоятельно,  думая при этом обезопасить и оградить детей от скучного быта. Из-за этого ребенок может вырасти доверчивым, не склонным к размышлению и обдумыванию своих решений. Подобная неподготовленность часто становится причиной того, что такой человек оказывается жертвой мошенников, но современная реальность диктует новые правила.

В наши дни теоретическое умение работать с потоком информации важно так же, как и опытное познание окружающего мира. Чтобы справиться с таким объемом нового, мозг может что-то упрощать, а во что-то заставлять нас слепо поверить, лишь бы сберечь энергию. Эти случаи и нужно учиться фиксировать. Собственное мнение не только помогает определить, что истина, а что нет, но и в долгосрочной перспективе дает шанс стать более интересным и счастливым человеком.

Когда начинать прививать этот навык?

В возрасте 1,5 лет у ребенка начинает формироваться наглядно-образное мышление. К 4-5 годам ребенку уже не нужно видеть реальный предмет, чтобы говорить о нем, он может его просто представить.

Конечно, не стоит пытаться делать из ребенка скептика и прагматика с самых пеленок. Не обязательно сразу раскрывать всю правду о Деде Морозе и зубной фее, но вера в чудеса должна постепенно уходить, едва появится необходимость брать на себя ответственность и принимать значимые решения.

Однако чем раньше родитель займется развитием у ребенка гибкого взгляда на вещи, тем скорее такая тренировка начнет давать плоды. От навыка критического мышления зависят также творческие способности ребенка. А умение осознанно накапливать и анализировать информацию пригодится в школе и на работе.

С уверенностью можно сказать, что критическое мышление полезно в самых разных видах деятельности. Например, это может быть разбор текста на уроке лингвистики или классический семинар, где необходимо высказывать и сравнивать разные точки зрения на один и тот же предмет дискуссии.

Какие есть упражнения для тренировки критического мышления?

Начать учить ребенка критическому мышлению несложно: не требуется ни специальной литературы, ни отдельно выделенного на это времени.

Прием «Остановка».

·        Начинайте беседу с ребенком при любом удобном случае. Например, он только что вымыл руки и принимается за ужин. Спросите, что он думает насчет правила мытья рук? Действительно ли это нужно делать? А зачем? «Чтобы не были грязными?! Но ведь мы убираемся дома, откуда здесь грязь?». Главное, вовремя остановиться и на самом деле не разубедить малыша.

Разрешите ребенку делать свой выбор в мелочах.

·        Специально допускайте ошибки. Пусть ребенок заметит это. Тогда он обязательно включится с вами в спор и постарается найти среди своих знаний аргументы, чтобы подтвердить свою точку зрения. Например, на вопрос «Почему трава зеленая?» ответьте: «А она разве не красная?».

Ваш личный пример в развитии критического мышления ребенка.

·        Не отвечайте на вопросы сразу. Всегда старайтесь задать встречный вопрос, чтобы ребенок мог порассуждать сам. Так он приводит в систему все свои знания и строит новые связи между ними. К тому же, находить отгадки самому очень приятно и даже весело.

Игра «Если, то…»

·          Это довольно интересная и веселая игра, которая не только поможет развить ребенку (да и взрослому), критическое мышление, но и чувство юмора. Суть игры: продолжить предложение, которое начинается со слова «если», а потом предложить свое.

 

Пример:

Если завтра зарплата, то..

Послезавтра квартплата, а если заплатил, то...

Можешь спать спокойно. Если хочешь спать спокойно, то...

Заплати налоги и спи спокойно. И так далее продолжать можно до бесконечности

 

В мире очень много вещей, которые оказываются не тем, чем представлялись на первый взгляд. Даже многие взрослые регулярно попадают в такие ловушки, а после думают: «Как же я мог этого не предусмотреть?!». Поэтому критическое мышление очень важно, и развивать его необходимо постоянно, как и каждый раз проверять полученную информацию. Со временем это перерастет в привычку, а подобная умственная работа окажется не только полезным, но и интересным занятием.

Создавайте для ребенка условия, в которых он сможет самостоятельно принимать решения - и не навязывайте свое, если хотите, чтобы малыш вырос уверенным в себе и решительным.

 

 


Ветрянка



























РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 
АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА,
КОГДА ВЫ УЖЕ ОСТАВЛЯЕТЕ РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ

Скажите ребёнку уверенным и твёрдым тоном, что Вам пора идти Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите, не задерживаясь
Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему с такими, например, словами: "Вижу, у вас сегодня ожидается весёлый день" (далее можно намекнуть воспитателю на то, что ребёнок сейчас займётся его любимым рисованием, или лепкой, или игрой...)
Скажите ребёнку, как он может определить время, когда Вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда) и будьте обязательно точны при этом
Попрощавшись, – уходите, не оборачиваясь
Будьте терпеливы. 
Помните, малышу намного тяжелее, чем Вам.
 Ему нужна Ваша помощь и поддержка.

Мы все гордимся успехами наших детей. 
И очень хорошо знаем, как порой нелегко даются им (да и нам самим тоже) некоторые или даже большинство из них. 
Но, пожалуй, самый главный и серьёзный успех в жизни малыша - это правильное и максимально безболезненное вхождение в большой "внешний" мир, который начинается за пределами семьи, квартиры, дома, песочницы во дворе. Вхождение и уже более-менее самостоятельное освоение, передвижение и действие в нём - тоже правильное, осмысленное и познавательное.





Формирование культурно гигиенических навыков у дошкольников.



Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.



Цель - формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.



Задачи:

-        Учить самостоятельно, умываться;

-        Пользоваться туалетом;

-        Воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде;

-        Активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используем художественное слово;

-        Формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам;


Культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанности.

 Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.


Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.


Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса


Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде.


Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности.


Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, формируется правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.


Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.


Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе со взрослым, а потом самостоятельно.


В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия.


Оценить действие и только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"


      К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.


Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять.


 «Будем умываться», — говорит в начале года воспитатель и показывает все: и как завертывать рукава, и как намылить руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Но дети становятся старше.



 И воспитатель постепенно предоставляет им все больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, — убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение все более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого.



Но правильная организация умывания — это не только условие формирования культурно-гигиенических навыков (особенно в старших группах): старший дошкольник может вполне самостоятельно тщательно умыться, привести себя в порядок, однако важно воспитывать при этом положительные взаимоотношения между детьми. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. И воспитатель учит их проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, предупредительными. Например, посторониться, чтобы дать пройти товарищу, поднять упавшее полотенце и повесить на место, не отвлекаться, помня, что другие дети тоже должны своевременно умыться и сесть за стол, пропустить вперед дежурного, чтобы тот вовремя начал выполнять свои обязанности.



Воспитатель обращает внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.



В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное иди отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.


Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками.


Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.


Используя малые формы фольклора мы и в повседневной жизни в качестве ласки и шутки:


·         Расти коса до пояса не вырони ни волоса…


·         Водичка, водичка умой мое личико,…


·         Права ножка, лева ножка - поднимайся понемножку.


·         Что поставят, то и кушай.


·         Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай.


·         Ешь больше, проживешь дольше.


·         Мило не мыло, а беленькое личико.


Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.


Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.


Критерии опрятной еды включают умение:


1.     Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

2.     Не крошить хлеб;

3.     Пережевывать пищу с закрытым ртом;

4.     Не разговаривать с полным ртом;

5.     Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

6.     Благодарить;

7.     Пользоваться только своим прибором.



Мытья рук и личной гигиены включают умение:



1.                  Мыть лицо, уши, руки

2.                  Закатать рукава;

3.                  Смочить руки;

4.                  Взять мыло, намыливать до появления пены;

5.                  Смыть мыло;

6.                  Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;

7.                  Пользоваться расческой.


Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

1.                  Расстегнуть пуговицы;

2.                  Снять платье (брюки);

3.                  Аккуратно повесить;

4.                  Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;

5.                  Снять обувь;

6.                  Снять колготки, повесить на рубашку(платье);

7.                  Надеть в обратной последовательности.

Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.

Одним из ведущих приемов, которые мы использовали, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.

Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.

В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.





Комментариев нет:

Отправить комментарий